Ведомости,
11 февраля 2025 г.
Тарифы страхования аэропортов и авиакомпаний могут поднять впервые с 2022 года
138 просмотров
Авиационная отрасль в этом году может столкнуться с повышением тарифов в сегментах ответственности аэропортов, предприятий авиационной инфраструктуры и организаций техобслуживания и ремонта (ТОиР), что обусловлено как проблемами отечественного авиационного страхования, так и ситуацией в гражданской авиации. Об этом «Ведомостям» рассказал директор по страхованию авиационной инфраструктуры страхового брокера Mainsgroup Сергей Лопатин. Клиенты, размещением которых занимается Mainsgroup, генерируют примерно 30% страховых премий в сегменте страхования аэропортов и авиационной инфраструктуры России.
В 2022–2024 гг. страховые тарифы не индексировались, говорит Лопатин. Представитель «Воздушных ворот северной столицы» (оператор аэропорта «Пулково») и генеральный директор по авиационному страхованию «Альфастрахования» Илья Кабачник это подтверждают. Причина была в том, что Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) в 2022 г., приняв на себя риски, которые до этого размещались на международных рынках, заявила о сохранении ранее действовавших тарифов, говорит Кабачник: эта ситуация сохранялась в 2023 и в 2024 гг.
Несмотря на опасения страховщиков, что убыточность будет расти, фактическая картина в 2022–2023 гг. была «очень благополучной», продолжает эксперт: количество аварий, заявленных убытков и их суммы были не выше, чем до этого, а даже ниже. Поэтому повышать тарифы не было никакого повода, объясняет Кабачник. В Mainsgroup в 2024 г. наблюдали старое ценообразование страхования аэропортов и иных предприятий авиационной инфраструктуры, а также организаций ТОиР. Но в 2024 г. факторы, определяющие рост убытков для страховщиков, проявились уже в полном объеме, добавляет Кабачник: по итогам прошлого года заявленные убытки по авиастрахованию превысили страховые взносы. Сборы рынка за 2024 г. по страхованию авиакомпаний (входит ответственность и авиакаско) «Альфастрахование» оценивает в диапазоне 5–6 млрд руб., а заявленные убытки по ним в 2024 г. превысили $80 млн (около 7,7 млрд руб.).
Поэтому повышение страховых тарифов неизбежно – как для пассажирских перевозчиков, так и для вертолетных компаний и аэропортов, говорит Кабачник. Необходимость пересмотра тарифов видят и в «Согласии», говорит его представитель. Давать общую оценку роста тарифов участники рынка затрудняются. Конкретная стоимость страхования рассчитывается в каждом случае отдельно, поскольку она зависит от индивидуальных особенностей, показателей премий и убытков каждого клиента, объясняет Кабачник. В Mainsgroup ждут роста премий по страхованию ответственности аэропортов, инфраструктуры и ТОиР в 2025 г. в районе 10%, поскольку тарификация будет постепенно пересматриваться страховщиками, считает Лопатин.
Авиастрахование ответственности
Страхованием ответственности аэропортов, предприятий авиационной инфраструктуры и служб ТОиР покрывается вред жизни и здоровью и/или ущерб имуществу потерпевших лиц, причиненный в результате застрахованной деятельности. Данный вид страхования, в отличие от страхования ответственности авиаперевозчиков и владельцев воздушных судов, не является обязательным.
Санкционные барьеры значительно усложнили импорт компонентов, удлинив цепочку посредников, в ряде случаев из-за недоступности ремонта оценка ущерба становится вовсе невозможной, а поврежденный компонент или двигатель заменяется полностью, говорит Лопатин. Замена детали вместо ее ремонта, по словам Кабачника из «Альфастрахование», увеличивает стоимость восстановительного ремонта в 2–3 раза. Ситуацию осложняет ослабление курса рубля, а также общемировая тенденция к повышению стоимости запчастей.
Единичная поломка двигателя в результате попадания птицы или посторонних предметов, серьезное повреждение воздушного судна при буксировке или столкновение воздушных судов при рулении может вылиться для страховщика в сумму, сопоставимую со сборами всего рынка в рассматриваемом сегменте, которые в настоящее время составляют порядка 1 млрд руб. в год, подсчитали в Mainsgroup. В результате, по оценке «Альфастрахования», в 2023 г. весь объем страховых взносов по российским аэропортам составил около 700–800 млн руб.
Среди других проблем Лопатин выделил нехватку квалифицированного персонала. По его словам, это привело к увеличению числа инцидентов, связанных с ошибками линейных сотрудников, в частности при буксировке воздушных судов. В 2024 г. шесть воздушных судов были серьезно повреждены при их буксировке в аэропортах «Шереметьево», «Пулково», а также в Казани, Иркутске и Магадане, писали «Известия». По данным Росавиации, к чрезвычайным происшествиям привели отсутствие радиосвязи между членами бригад, оставленный в неположенных местах спецтранспорт, неубранный перрон, невнимательность работников, игнорирование технологии работ и прочие нарушения. Географический разброс происшествий свидетельствует о системности проблемы, отмечает Лопатин.
В 2-3 раза увеличивает стоимость ремонта замена детали вместо ее восстановления, по словам представителя «Альфастрахования»
При этом если крупные операторы аэропортов приобретают достаточные лимиты ответственности, в диапазоне $300–600 млн, и платят существенные премии, то в аэропортах поменьше ситуация зачастую выглядит иначе, говорит он. Основная часть средних и небольших аэропортов имеют либо номинальное страхование, либо вообще не страхуют свою ответственность, поделился представитель ВСС.
Авиакомпании в целях сокращения убытков по своим договорам страхования все чаще обращаются за возмещением напрямую к аэропортам как непосредственным причинителям вреда, а не к собственным страховщикам каско воздушных судов, что создает дополнительную финансовую нагрузку на страховщиков в сегменте страхования аэропортовой ответственности, говорит Лопатин. Чем больше таких случаев, тем выше тариф для конкретного аэропорта, поделился представитель «Воздушных ворот северной столицы».
С ростом потребности в ремонте и техобслуживании самолетов неизбежно растет нагрузка на службы ТОиР, а вместе с ней – риск наступления страховых случаев, продолжает Лопатин. Вдобавок российские организации, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом самолетов, приобретают меньше страхования, поскольку до 2022 г. они приобретали полисы страхования ответственности в обязательном порядке, чтобы получить лицензию от зарубежных производителей на право выполнять работы, теперь – нет, объяснил Кабачник. Ответственность, лежащая на подрядчиках, которые выполняют техобслуживание и ремонт, выросла, а вероятность того, что у них есть адекватное страховое покрытие, снизилась, поэтому убытки, причиненные по вине этих компаний, в результате неизбежно лягут на авиаперевозчиков, добавил он.
«Ведомости» направили запрос в РНПК, а также в столичные аэропорты «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
Мария ВИКУЛОВА
В подготовке статьи участвовала Светлана Афонина.
Вся пресса за 11 февраля 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тарифы, Авиационное страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
11 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 11 февраля 2025 г.
В Госдуме рассмотрят тарифную политику в системе ОМС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 11 февраля 2025 г.
Компетенции по страхованию ответственности аэропортов есть только у 3-5 компаний РФ - ВСС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 11 февраля 2025 г.
ВСС: основная часть средних и малых аэропортов РФ застрахована номинально
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Saratovnews, Саратов, 11 февраля 2025 г.
Саратовцев предупредили о мошенничестве с поликлиниками
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Клопс.ru, Калининград, 11 февраля 2025 г.
В России впервые с 2022-го планируют поднять тарифы на страхование аэропортов и авиакомпаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
За рулем, 11 февраля 2025 г.
Банда автоподставщиков совершила 100 липовых аварий и «заработала» 20 млн рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Frank Media, 11 февраля 2025 г.
Wildberries запускает страхование селлеров
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
UzDaily.uz, 11 февраля 2025 г.
Узбекистан введет систему обязательного страхования экологического ущерба
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Комиинформ, Сыктывкар, 11 февраля 2025 г.
Здоровье по ОМС в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 11 февраля 2025 г.
Wildberries тестирует сервис страхования для селлеров на случай возврата товаров
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
kapital.uz, Ташкент, 11 февраля 2025 г.
В Узбекистане введут экологические льготы для бизнеса и обязательное страхование ущерба природе
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
BIS Journal, 11 февраля 2025 г.
59% компаний, допустивших утечку, не признаётся даже своим страховщикам
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Forbes Казахстан, 11 февраля 2025 г.
Больше чем депозит: премиальное решение для надёжного резерва
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 11 февраля 2025 г.
Какие страховые выплаты предусмотрены по ОСАГО? Финнадзор рассказал о страховых выплатах по ОСАГО при ДТП
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 11 февраля 2025 г.
Страховой Дом ВСК завершает проект по переходу на российскую CVM платформу Data Marketing
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 11 февраля 2025 г.
Мы же видим, что люди не верят в страхование жилья, - депутат
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета онлайн, 11 февраля 2025 г.
Житель Биробиджана перевел мошенникам более миллиона рублей за замену полиса ОМС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 11 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|